Работа над ошибками

3В класс

Классный руководитель: Абдулгалимова Узейма Фархадовна 

Работа над ошибками

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации работы над ошибками по русскому языку и математике

 

 

 

 

Работа над ошибками по русскому языку

 

Прежде чем исправлять ошибку, надо разобраться, к какому правилу она относится.

 

№п/п

ОРФОГРАММА

ИНСТРУКЦИЯ

1.    

Пропуск или замена буквы.

Выпиши слово, простым карандашом подчеркни исправленную букву и проверь его написание «слияниями».

2.    

Непроверяемые написания (слова из орфографического словаря).

Выпиши слово, подчеркни простым карандашом букву, которую надо запомнить, в скобках запиши слово «словарь», тем самым указав, что это слово из орфографического словаря и его написание надо запомнить.

3.    

Буквосочетания (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн-чт).

Выпиши слово, подчеркни простым карандашом буквосочетание.

4.    

Перенос слов.

Выпиши слово, правильно разделив его для переноса.

5.    

Заглавная буква в именах собственных.

Выпиши слово, подчеркни простым карандашом заглавную букву.

                                         Оформление предложения

6.    

Оформление предложения. Заглавная буква в начале предложения или точка в конце.

Спиши предложение полностью, отметь заглавную букву в начале и обведи знак препинания в конце.

                                        Мягкий и твёрдый знаки (Ь и Ъ)

7.    

Ь - показатель мягкости.

Выпиши слово, подчеркни простым карандашом Ь и согласный перед ним, мягкость которого он обозначает.

8.    

Разделительный Ь.

Выпиши слово, подчеркни простым карандашом Ь, букву согласного звука перед ним и букву после него (йотированные гласные и буква «и»). Разбери слово «слияниями», чтобы доказать, что мягкий знак разделяет мягкий согласный и звук [й'] из буквы йотированного гласного.

9.    

Разделительный Ъ.

Выпиши слово, выдели приставку, подчеркни простым карандашом Ъ, согласную на конце приставки и гласную Е,Ё,Ю или Я в начале корня.

10.  

Ь после шипящих.

Выпиши слово правильно, определи часть речи, подчеркни простым карандашом орфограмму. Для объяснения необходимо указать часть речи и грамматический признак, при котором пишется или не пишется мягкий знак.

   а) Ь пишется:

     - у существительных 3 склонения (женский род);

     - у глаголов в любой форме

   б) Ь не пишется:

     - у существительных 2 склонения (мужской род);

     - у существительных 1 склонения во множественном числе, в родительном падеже;

     - у кратких прилагательных

                                             Корневые орфограммы

11.  

Буквы проверяемых безударных гласных в корне слова

Выпиши слово, выдели корень, поставь ударение, подчеркни простым карандашом букву безударного гласного в корне; через тире запиши проверочное слово, в котором выдели корень и поставь ударение, подтверждая тем самым, что безударный гласный стал ударным.

12.  

Парные согласные в корне слова

Выпиши слово, выдели корень, подчеркни простым карандашом букву парного согласного звука в слабой позиции; через тире запиши проверочное слово, подчеркни букву парного согласного и букву гласного (или непарного звонкого согласного) после неё, подтверждая тем самым, что согласный звук оказался в сильной позиции.

13.  

Непроизносимые согласные в корне слова (проверяемые случаи)

Выпиши слово, выдели корень, подчеркни простым карандашом букву непроизносимого согласного звука; через тире запиши проверочное слово подчеркни букву парного согласного и букву гласного (или непарного звонкого согласного) после неё, подтверждая тем самым, что согласный звук оказался в сильной позиции.

14.  

Соединительные гласные в сложном слове

Выпиши слово, выдели корни, подчеркни простым карандашом букву соединительного гласного.

15.  

Удвоенный согласный

а) В корне: выпиши слово, подчеркни удвоенные согласные, в скобках напиши« Словарь», тем самым указав, что это слово из орфографического словаря и его написание надо запомнить;

б) На стыке частей слова: выпиши слово, подчеркни удвоенные согласные, выдели части слова, на стыке которых образовалась орфограмма (приставку и корень или корень и суффикс)

                                        Суффиксальные орфограммы

16.  

Ошибка в написании единообразных суффиксов (суффиксов, которые имеют

единственный вариант написания)

Выпиши слово, подчеркни простым карандашом букву, в которой допущена ошибка; выдели суффикс, что послужит доказательством правильного написания.

                                         Приставочные орфограммы

17.  

Ошибка в написании единообразных приставок (приставок, которые имеют единственный вариант написания)

Выпиши слово, подчеркни простым карандашом букву, в которой допущена ошибка; выдели приставку, что послужит доказательством правильного написания.

18.  

Ошибка в написании приставки с-

Выпиши слово, выдели приставку, подчеркни простым карандашом букву «с».

                                         Слитное и раздельное написание

19.  

Предлог/приставка

Выпиши слово (слово с предлогом), выдели предлог или приставку; чтобы доказать раздельное написание надо вставить между предлогом и словом любое прилагательное (например, "большой").

При слитном написании выделяем приставку. Если слово является глаголом, это надо указать, так как у глаголов нет предлогов (только приставки), это и послужит доказательством.

20.  

НЕ с глаголами

Выпиши слово, подчеркни раздельное написание; в качестве доказательства укажи части речи (глагол и частица).

                                      Орфограммы в окончаниях

21.  

Падежные окончания существительных

Выпиши слово, выдели окончание, подчеркни простым карандашом гласную в окончании.

1 способ: определить склонение и падеж.

2 способ: определить склонение, записать проверочное слово с ударным окончанием.

22.  

Падежные окончания имён прилагательных

1 способ: Выпиши словосочетание "им.прил.+ им.сущ.", задай вопрос от существительного к прилагательному, выдели окончание в вопросе и в прилагательном.

2 способ: Выпиши словосочетание "им.прил.+ им.сущ.", определи род (если возможно), число, падеж.

23.  

Безударные личные окончания глаголов

Выпиши глагол, выдели окончание; в качестве доказательства орфограммы запиши его начальную форму и определи спряжение.

24.  

Родовые окончания глаголов

Выпиши глагол, выдели окончание; в качестве доказательства укажи «прошедшее время», определи род.

Орфограммы для углублённого изучения русского языка,не входящие в УМК «Школа России»

25.  

Сочетание -ИЧК-/-ЕЧК-.

Выпиши слово, выдели орфограмму; запиши слово, от которого образовано слово, в котором допущена ошибка; если слово на -ИЦА, то пишем -ИЧК-, если нет - то –ЕЧК.

26.  

Сочетание [ца] на конце слов.

Выпиши слово, подчеркни простым карандашом орфограмму; для объяснения необходимо указать часть речи, определяющую правильное написание:

- если слово является именем существительным, то пишется –ЦА;

- если слово является глаголом, необходимо задать вопрос: «что делать?» - пишется -ТЬСЯ, «что делает?» - пишется -ТСЯ

27.  

Написание гласных О-Ё после шипящих в корне слова

Выпиши слово, выдели корень, подчеркни простым карандашом орфограмму; попытайся подобрать проверочное слово, в котором звук [О] исчезает. Если такое слово подобрать можно, что пишется буква Ё, если нет – О.

28.  

Написание глагольных суффиксов -ова-/-ева- и -ыва-/-ива-

Выпиши глагол, выдели суффикс, подчеркни букву безударного гласного в корне. Для доказательства запиши форму настоящего времени первого лица единственного числа и выдели суффикс (суффиксы -ова-/-ева-

преобразуются в личной форме в суффиксы -у-/-ю-, а суффиксы -ыва-/-ива- остаются неизменными)

29.  

Суффиксы -ИК-/-ЕК-

Выпиши слово, выдели суффикс, подчеркни простым карандашом орфограмму; через тире запиши проверочное слово, подчеркни в нём «выпадение» или «невыпадение» гласной, подтверждая тем самым правильность написания.

30.  

Суффиксы -ОНОК-/-ЁНОК-

Выпиши слово, выдели суффикс, подчеркни простым карандашом первую гласную в суффиксе, подчеркни согласную перед суффиксом, от которой зависит написание гласной (после твёрдых согласных и буквы «Ч» пишется буква О, после мягких - буква Ё).

31.  

Написание гласных О-Ё в суффиксе после шипящих на конце корня:

Выпиши слово, выдели суффикс, подчеркни простым карандашом согласный на конце корня и гласную в суффиксе (после твёрдых согласных и буквы «Ч» пишется буква О, после мягких - буква Ё).

32.  

Суффиксы -ИЦ-/-ЕЦ-

Выпиши слово, выдели суффикс и гласную в нём, определи род имени существительного в качестве доказательства правильности написания (мужской род - суффикс-ЕЦ-, женский род - суффикс- ИЦ-).

33.  

Написание суффиксов -а/-о на конце наречий:

Выпиши наречие, выдели суффикс; для доказательства написания выдели приставку. Исключениями из правила являются слова «ДОсловнО» и «ИСправнО»

34.  

Приставки с парными согласными з/с (раз-/рас-, воз-/вос-, из-/ис-, без-/бес-)

Выпиши слово; в качестве доказательства написания выдели приставку, подчеркни простым карандашом первую букву в корне, букву парного согласного в приставке.

35.  

Обозначение звука [Ы] после буквы «Ц»

1) Орфограмма находится в корне: выдели корень, подчеркни простым карандашом букву "и" (а в словах-исключениях ("Цыц, цыплёнок! На цыпочках цыган!") - букву "ы").

2) Орфограмма находится в окончании: выдели окончание, подчеркни простым карандашом букву "ы".

3) Орфограмма в слове на "-ция": подчеркни сочетание "-ция" подчеркни простым карандашом.

36.  

Гласные О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных и имён прилагательных

Выпиши слово, выдели окончание, подчеркни простым карандашом гласную в окончании; поставь ударение в слове (под ударением - О, без ударения - Е)

                    Ошибки по развитию речи и их символические обозначения

37.  

V- пропуск важного слова или фразы

Запишипредложение, вставив пропущенное слово или фразу.

38.  

Ф - фактическая ошибка

Запиши предложение, правильно указав факты из текста (или из жизни).

39.  

Z - не выделен абзац

Запиши первое предложение части с красной строки.

40.  

Г - неправильно определены границы предложений

Запиши правильно предложения, используя  заглавную букву в начале и нужный знак препинания в конце.

41.  

Н - неудачное слово или фраза

Запиши предложение, заменив ошибку другим словом или другой фразой.

42.  

П - повтор

Запиши предложения, заменив повторяющееся слово или удалить его из предложений, если это возможно.

43.  

1, 2, 3 - неудачный порядок слов

Запиши предложение, изменив порядок слов.

44.  

Л - нет логической связи между словами в предложении, предложениями или частями текста

Запиши предложения, изменив их так, чтобы логика текста была восстановлена.

45.  

<  - неполно раскрыта тема, событие

Допиши текст, дополнив его недостающими  фактами

46.  

[  ]  - лишние данные

Запиши предложение или соседние предложения, удалив лишнюю информацию.

 

 

                                                   Работа над ошибками по математике

 

№п/п

Классификация ошибок

Инструкция

1.    

Ошибка в нахождении значения числового выражения (неверные вычисления)

Следует выписать пример, решив его правильно.

 

2.    

Ошибка в нахождении значения числового выражения, которое содержит несколько арифметических действий

Если пример содержит несколько арифметических действий для устных вычислений, надо указать порядок действий и подписать промежуточные результаты.

В случае необходимости письменных вычислений, надо решить пример по действиям и в заключении записать в ответ итоговый результат.

3.    

Ошибка в решении задачи

Следует заново решить задачу, выполнив наглядность (краткую запись, схематический чертёж, таблицу, рисунок), записав решение и ответ.

4.    

Неверно выполнено построение (например, начерчен отрезок, не соответствующий заданной длине)

Следует выполнить построение без ошибок.

5.    

Ошибка в решении уравнения

Следует решить уравнение верно.

6.    

Ошибка в задании на соотношение величин

Необходимо правильно выполнить перевод одной единицы измерения в другую.

 

7.    

Ошибка в задании на сравнение чисел

Выполнить сравнение правильно.

 

8.    

Ошибка в задании на сравнение числовых выражений

Необходимо подписать для сравнения значение числовых в левой и правой части, сравнить их, а потом поставить знак в начальном неравенстве.

 

9.    

Ошибка в задании на сравнение именованных чисел

В случае сравнения именованных чисел в качестве доказательства записать перевод левой и правой части в одинаковые единицы измерения и поставить правильный знак.

 

 

Дата последнего обновления страницы 23.08.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения