2"В" класс  

   2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: 

Михальченко Наталья Александровна

Работа над ошибками 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации работы над ошибками

по русскому языку и математике

 

 

 

Памятка для работы над ошибками

 

 

Перед выполнением в рабочей тетради следует записать дату и заголовок работы "Работа над ошибками".
Все ошибки выписываются в работу над ошибками и разбираются в соответствии с памяткой.


При проверке тетрадей учитель на полях "палочкой" отмечает ошибки. При наличии таких знаков следует выполнить работу над ошибками. (Если "палочка" на поля не вынесена, то разбирать ошибку не надо.)

Если рядом с "палочкой" внизу стоит галочка, значит ошибка в постановке знаков препинания.

Если рядом со знаком "палочка" написана буква "з", значит ошибка не в записи слова или предложения, а при выполнении задания к упражнению. Следует правильно выполнить данное задание.

Обязательно указывается номер или упражнение, из которого разбирается ошибка.

 

 

Работа над ошибками по русскому языку:

Прежде чем исправлять ошибку, надо разобраться, к какому правилу она относится.

Орфограммы выделяются простым карандашом.


1) Пропуск, искажение или замена буквы: выписать слово, простым карандашом подчеркнуть исправленную букву и проверить его написание "слияниями".

2) Перенос: выписать слово, правильно разделив его для переноса.

3) Заглавная буква в начале предложения или точка в конце: списать предложение полностью, Отметить «уголком» заглавную букву в начале и обвести знак препинания в конце.

4) Заглавная буква в именах собственных: выписать слово, подчеркнуть простым карандашом заглавную букву.

5) Буквосочетания (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн-чт, щн, нч): выписать слово, подчеркнуть простым  карандашом буквосочетание.

6) Непроверяемые написания (слова из орфографического словаря): выписать слово, подчеркнуть простым карандашом букву, которую надо запомнить, в скобках написать "словарь", тем самым указав, что это слово из орфографического словаря и его написание надо запомнить.

7) Соединительный гласный в сложных словах: выписать слово, подчеркнуть соединительный гласный, выделить корни в слове.

8) Удвоенные согласные:

       а) Случай для запоминания: выписать слово, подчеркнуть удвоенные согласные, в качестве доказательства записать слово «словарь».

    б) Удвоенные согласные на стыке двух частей слова: выписать слово, подчеркнуть удвоенные согласные, в качестве доказательства обозначить необходимые части слова (приставка + корень или корень + суффикс).

9) Постановка запятой при однородных членах: выписать предложение, правильно расставив запятые (если они нужны), подчеркнуть однородные члены, подписать союзы (буквой «с.»), если они есть.
10) 
Постановка запятой в сложном предложении: выписать предложение, правильно расставив запятые, подчеркнуть грамматические основы.

11) Сочетание [ца]на конце слов: выписать слово подчеркнуть простым карандашом орфограмму; для объяснения необходимо указать случай, к которому относится правильное написание
- если слово является именем существительным, то пишется -ЦА
- если слово является глаголом, необходимо задать вопрос: "что делать?" - пишется -ТЬСЯ, "что делает?" - пишется –ТСЯ


 



Мягкий и твёрдый знаки

 

1) Ь - показатель мягкости: выписать слово, подчеркнуть простым карандашом Ь и согласный перед ним, мягкость которого он обозначает. Прочитать слово «слияниями», чтобы доказать, что мягкий знак обозначает один звук с буквой предшествующего согласного.


2) Разделительный Ь: выписать слово, подчеркнуть простым карандашом букву мягкого согласного звука перед Ь и слиянием обозначить гласную Е,Ё,Ю, Я или И (это доказательство того, что эти буквы обозначают два звука), подчеркнуть одной чертой Ь.

3) Разделительный Ъ: выписать слово, выделить приставку, подчеркнуть простым карандашом одной чертой Ъ, двумя чертами согласную на конце приставки и гласную Е,Ё,Ю или Я в начале корня.

4) Ь после шипящих: выписать слово определить часть речи, подчеркнуть простым карандашом орфограмму; для объяснения необходимо указать случай, при котором пишется или не пишется мягкий знак.

      а) Ь пишется:
         - у существительных женского рода;
      б)
 Ь не пишется:
         - у существительных мужского рода;

    в) Ь не пишется:
         
- у существительных в родительном падеже множественного числа после шипящих;
    г) 
 Ь пишется
    - у глаголов 2л.,ед.ч.

          


Корневые орфограммы
1) Буквы безударных проверяемых гласных в корне слова:
 выписать слово, выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть простым карандашом букву безударного гласного в корне; через тире записать проверочное слово, в котором надо выделить корень и поставить ударение, подтверждая тем самым, что безударная гласная стала ударной.
2) 
Буквы парных согласных в корне: выписать слово, выделить корень, подчеркнуть одной чертой простым карандашом букву парного согласного звука в слабой позиции; через тире записать проверочное слово, в котором подчеркнуть двумя чертами букву парного согласного и букву гласного (или непарного звонкого согласного) после неё, подтверждая тем самым, что согласный звук оказался в сильной позиции.

 

3) Непроизносимые согласные в корне: выписать слово, выделить корень, подчеркнуть простым карандашом букву непроизносимого согласного звука; через тире записать проверочное слово, в котором подчеркнуть букву проверяемого согласного в сильной позиции (в слиянии или перед сонорным согласным).


Орфограммы в приставках
1) Ошибка в написании единообразных приставок (приставок, которые имеют единственный вариант написания): выписать слово, подчеркнуть простым карандашом букву, в которой допущена ошибка; выделить приставку, что послужит доказательством правильного написания.


Орфограммы в суффиксах

1)   Ошибка в написании единообразных суффиксов (суффиксов, которые имеют единственный вариант написания): выписать слово, подчеркнуть простым карандашом букву, в которой допущена ошибка; выделить суффикс, что послужит доказательством правильного написания; записать два слова с таким же суффиксом в качестве примера.

2) Суффиксы -ИК-/-ЕК-: выписать слово, выделить суффикс, подчеркнуть простым карандашом орфограмму; через тире записать проверочное слово, в котором подчеркнуть "выпадение" или "невыпадение" гласной, подтверждая тем самым правильность написания.

3) Написание суффиксов -а/-о на конце наречий:выписать наречие, выделить суффикс; для доказательства написания выделить приставку.

Исключениями из правила являются слова "ДОсловнО" и "ИСправнО".

4) Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени: выписать глагол, выделить суффикс (букву гласного) перед формообразующим суффиксом -л-. В качестве доказательства записать глагол в неопределённой форме, выделить суффикс (букву гласного) перед суффиксом начальной формы.

 

Орфограммы в окончаниях:
1) Падежные окончания существительных: выписать слово, выделить окончание. Доказать орфограмму любым способом.
1 способ: определить склонение и падеж.
2 способ: определить склонение, записать проверочное слово с ударным окончанием.

2) Гласные О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных и имён прилагательных: выписать слово, выделить окончание, подчеркнуть одной чертой гласную в окончании; подчеркнуть букву перед корнем (Ж, Ш, Щ, Ч или Ц) двумя чертами, поставить ударение в слове (под ударением - О, без ударения - Е).

3) Падежные окончания имён прилагательных: выписать словосочетание "им.прил.+ им.сущ.", задать вопрос от существительного к прилагательному, выделить окончание в вопросе и в прилагательном.

4) Безударные личные окончания глаголов: выписать глагол, выделить окончание; в качестве доказательства орфограммы записать его начальную форму, отметить суффикс перед суффиксом начальной формы (или подчеркнуть три последние  буквы, указав, на что заканчивается глагол) и определить спряжение.


Слитное - раздельное написание
1) Предлог/приставка: выписать слово (или слово с предлогом), выделить предлог или приставку;
-  чтобы доказать раздельное написание надо вставить между предлогом и словом любое прилагательное (например, "большой");
- при слитном написании выделяем приставку;
- если слово является глаголом, это надо указать, потому что у глаголов нет предлогов, только приставки, это и послужит доказательством.

2) НЕ с глаголами: выписать глагол с частицей; в качестве доказательства указать части речи (глагол и частица).

 

Работа над ошибками по математике:



 

1) Если вычислительная ошибка допущена в решении числового выражения(примера), следует выписать выражение, решив его правильно.
    Если числовое выражение содержит несколько арифметических действий для устных вычислений, надо подписать промежуточные ответы  ("помощники") во всех действиях.

    Если числовое выражение содержит несколько арифметических действий для письменных вычислений, надо вычислить его значение по действиям и в заключении записать ответ в основное числовое выражение.


2) Если ошибка допущена в решении задачи, следует полностью перерешать задачу, выполнив наглядность, записав решение и ответ.
    Если ошибка в наглядности к задаче, достаточно правильно выполнить наглядность.
    Если ошибка в оформлении ответа, достаточно правильно записать ответ.
    Если ошибка в наименовании к действию, достаточно выписать действие из решения задачи и записать к нему правильное наименование.

3) Если неверно выполнено построение (например, начерчен отрезок, не соответствующий заданной длине), следует выполнить построение без ошибок.

4) Если неверно решено уравнение, следует решить его правильно.

5) Если допущена ошибка при сравнении величин, необходимо выполнить сравнение верно, снизу подписав доказательства постановки знака, то есть необходимо выполнить перевод в одинаковую единицу измерения в левой и правой части.

6) Если допущена ошибка при переводе числового значения из одной единицы измерения в другую, необходимо записать верный способ выполнения задания.

 

 

 

 

 


 

 

 

 


 

 

      

                                   

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 10.02.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»